ГлавнаяНовостиГородБизнесОбществоРаботаНедвижимостьАвтоАфишаОтдыхОбщение
Поиск

Символика


 

Герб города Полевского

В серебряном (белом) поле зеленый каменный цветок с коронованной золотой (желтой) ящерицей: в левом верхнем углу щита восьмиконечная звезда, а в правом нижнем углу кольцо, соединенное внизу с уширенным крестом: обе фигуры теневого цвета

Каменный цветок и коронованная ящерица символизируют богатство недр городского округа и его окрестностей, воспетых в сказах писателя Бажова П.П. В геральдически левом (правом от зрителя) верхнем углу щита в виде восьмиконечной узколучевой звезды изображено клеймо продукции первого Северского железоделательного завода, учрежденное Татищевым В.Н. в 1735 году. В геральдически правом (левом от зрителя) нижнем углу щита изображен знак Венеры, учрежденный Татищевым В.Н. в том же году в качестве клейма слитков Полевского медеплавильного завода.

Герб принят Решением Думы МО «город Полевской» от 11.06.1998 г. № 190; повторно утвержден решением Думы Полевского городского округа (#212) от 08 июня 2006 года.


 

Флаг города Полевского


 

Не возомни, любезный читатель,

                                          что сии изображения, зовомые эмблематами,

                                          ... сотворены из ничего и значения, которые

                                          они предлагают, могут быть так просто поняты;

                                          ни скорее оболочки, которые скрывают

                                          неизменное и вечное знание ...

                                                   Ахилл Бокий (конец XV - середина XVI в.)

 

Среди символов, которые определяют для полевчан образ на­шего края, можно назвать и старинные архитектурные сооруже­ния, и уникальные природные объекты, и легендарные персона­жи бажовских сказов.

Уже давно Северская домна - не имеющий аналогов в мире памятник промышленной архитектуры, сооруженный в 1837 г., стала не только символом Северского трубного завода, но и все­го Полевского. Символом Полевского края стали и знаменитые солнечные часы, установленные крепостными мастерами-умель­цами в селе Мраморском в 1773 г., и двуглавая вершина Азов-го-ры, и, конечно же, образы полевских легенд, о которых поведал в своих сказах П. П. Бажов: Медной горы хозяйка, Великий Полоз, Серебряное копытце, малахитовая шкатулка, каменный цветок, ящерица и др.

Эти символы сегодня часто встречаются в проспектах, на ка­лендарях, значках и памятных медалях, на специальных докумен­тах.

Однако главным символом любого города в соответствии с давней традицией является его герб. До недавнего времени наш город не имел своего герба, так как статус города Полевской по­лучил лишь в 1942 г., когда о таких "мелочах", как гербы городов, никто и не вспоминал.

Гербы у городов России стали появ­ляться вместе с проникновением запад­ной культуры. И уже в середине XVII в. произошло окончательное установление гербов российских городов. То есть все старые города получили свои гербы, и при основании каждого нового города для не­го специальным указом верховной власти учреждался собственный герб.

В 1729 г. Петр I установил изображения эскиз герба полевского гербов важнейших российских городов. Для регистрации в основном дворянских, а также и городских гербов в 1737 г. в Санкт-Петербурге была со­здана Герольдмейстерская контора. С этого времени вплоть до 1917 г. она по всем правилам геральдики (науки о составлении гербов) занималась разработкой разнообразных гербов, кото­рые затем высочайше утверждались.

В гербах регламентировалось все, вплоть до мелочей, начи­ная от формы щита (только "французская") и заканчивая обрам­лением (детально расписывалось, как следует украшать гербы столичных, губернских и уездных городов).

Традиции централизации возрождены и в современной ге­ральдике. По указу президента РФ в Санкт-Петербурге возобно­вила работу Государственная герольдия, которая теперь предъ­являет жесткие требования к соблюдению правил геральдики в городских гербах. Первым муниципальным образованием в на­шей области, которое утвердило свой герб в Государственной ге­рольдии, стал Полевской.

Первая попытка создать герб Полевского была предпринята еще в 1970-х гг. Тогда, в преддверии празднования очередного юбилея города, на волне повального увлечения созданием го­родских эмблем был объявлен конкурс на лучший проект герба Полевского. Конечно же, о соблюдении каких-либо даже самых основных правил геральдики тогда и речи не было - на проектах городской эмблемы изображались трубы, химические реторты, различные шестеренки. Автору признанного лучшим проекта бы­ло предложено доработать его с учетом замечаний Свердловско­го отделения Союза художников, однако он неожиданно уехал из города. Так и остался тогда Полевской без герба.

Между тем каменный цветок и ящерицу - исконно полевские символы расположили на своих гербах-эмблемах почти все горо­да области. Действительно, ящерица в короне, сказочный каменныи цветок - очень удачные символы с точки зрения геральдики. Не случайно они получили столь широкое распространение и стали восприниматься как символы уже всего Среднего Урала.

Однако нельзя забывать, что родина сказов П. П. Бажова - По­левской, именно здесь родились легенды о коронованной яще­рице - Хозяйке Медной горы, о цветке из камня, который мечтал создать Данила-мастер. Именно о Полевском крае писал в своих сказах Бажов. Поэтому Полевской, бесспорно, больше, чем дру­гие города Урала, имеет прав на то, чтобы его герб украшали эти символы, созданные полевчанами.

Каменный цветок на проектах эмблемы Полевского встречал­ся еще в 1970-х гг. Когда же в преддверии 275-летия Полевского был вновь объявлен конкурс на лучший проект герба города, ко­ронованная ящерица и каменный цветок уже стали преобладаю­щим сюжетом в представленных проектах. Многие авторы в каче­стве символа Полевского изображали также цаплю. Дело в том, что изображение цапли использовалось в качестве клейма на продукции заводов Сысертского горного округа, куда входили Полевской и Северский заводы. Между пятью предприятиями, составлявшими Сысертский округ, существовали тесные хозяй­ственные связи. Округ прежде всего представлял из себя единый экономический организм, а уже затем - административное обра­зование. Ежедневно из Сысерти в Северский отправлялись обо­зы с металлоломом, из Северского на Верх-Сысертский завод шел чугун, а на Ильинский листопрокатный - болванки.

Естественно, что у такого сложного хозяйственного образова­ния должен был быть один хозяин. Причем хозяин рачительный, с железной хваткой. И такой нашелся. Им стал Алексей Федорович Турчанинов - купец из Соликамска, заслуживший расположение императрицы Елизаветы Петровны тем, что поставлял для цар­ского двора медные тазы и кастрюли высокой художественной отделки. В 1759 г. с разрешения Правительствующего Сената он выкупил заводы округа у казны примерно за 140 000 рублей.

Дело в том, что казенное управление на пользу заводам не шло. Ожидаемых прибылей они не давали, производство сокра­щалось. Приглашенные из-за границы специалисты не смогли исправить положение. Эту ситуацию предвидел еще В. Н. Тати­щев, который во время своего управления уральскими заводами выступал за передачу их в частные руки. Именно он разработал план передачи в частные владения Полевского и Северского за­водов - первый план приватизации в истории Урала.

До передачи заводов в собственность Турчаниновых центр горного округа находился в Полевском. Три завода - Полевской, Сысертский и Северский - составляли основание Сысертского горного округа и до приватизации назывались Полевскими заво­дами, потому что, как писали современники, "старший и вместе с тем главный между ними был Полевской".

В годы владения Турчаниновых центр округа постепенно пе­реместился в Сысерть. Сысертский завод имел более мощную крепость, чем Северский и Полевской, и, следовательно, более успешно мог выполнять роль административного центра.

Во время пугачевского восстания А. Ф. Турчанинов сумел удержать в повиновении большую часть мастеровых округа. В ян­варе 1774 г. он остановил принадлежавшие ему Сысертский, По­левской и Северский заводы, укрепил деревянные крепостные стены, которыми были обнесены предприятия, и на свои деньги соорудил вокруг них политые водой снежные валы, укрепив их рогатками и надолбами. Так Турчанинову удалось не допустить отряды пугачевцев на свои заводы.

За это и за успехи в хозяйственном управлении в 1783 г. 70-летний заводовладелец был возведен "с рожденными и впредь рождаемыми детьми его и потомками" в дворянское звание Рос­сийской империи и в 1787 г. внесен в список нижегородского дворянства. Как и любому дворянину, Турчанинову был пожало­ван фамильный герб. Екатерина II писала, что на гербе Турчани­нова изображается "серебряная цапля, держащая в правой ноге камень в знак того, что он бдением своим учинил многие как нам, так и государству услуги".

Но серебряную цаплю, держащую в лапе золотой камень, можно найти и на старинном гербе города Кексгольма (русская крепость Корела) - ныне города Приозерска на границе с Фин­ляндией. Этому городу-крепости герб с изображением цапли был пожалован в 1788 г. как знак бдительности.

П. П. Бажов в своем сказе "Не та цапля" писал: "'У старых за­водских владельцев, видишь, заведено было метить свои подел­ки особым клеймом - кто как придумает. Один, скажем, выберет себе соболя, другой беркута либо еще кого, а владелец наших пя­ти заводов придумал на своем заводском клейме цаплю ставить".

Цапля, держащая камень, в качестве клейма Сысертского горного округа просуществовала вплоть до 1917 г., т. е. более 100 лет. В 1953 г. при реконструкции Северской плотины на чугунной отливке было найдено выбитое клеймо-"цапля", датированное 1829 г. Рядом стоял вензель владельца - Алексея Федоровича Турчанинова. В 1973 г. был найден сувенирный слиток меди про­изводства акционерного общества "Сысертский горный округ". Этот слиток был изготовлен не ранее 1912 г.

Цаплей метилась продукция всех пяти заводов округа, по­скольку каждый владелец заводов был обязан иметь свое клей­мо. Заводчики не имели права продавать никакие товары без своего заводского клейма. И поскольку центром округа был все-таки Сысертский завод, а резиденцией заводовладельцев - Сы­серть, то именно за этим городом и следует признать право по­местить на своем гербе изображение цапли. Ведь с этим назва­нием - Сысертский - на протяжении более чем 100 лет жители Урала, России и Европы связывали клеймо-"цаплю". Нельзя по-левчанам нарушать чужой приоритет. Цапля - прежде всего сим­вол Сысерти. Тем более что у Полевского края есть свои, не ме­нее яркие образы - каменный цветок и коронованная ящерица, а также старинные клейма Полевского и Северского заводов, уч­режденные в 1735 г.

Клеймить железо, выпускавшееся на уральских казенных за­водах, стали уже в начале XVHI в. Делалось это для того, чтобы подчеркнуть его качество. Уральские руды позволяли получать высококачественное железо. Большое значение имело и приме­нение древесного угля - он не засорял металл вредными приме­сями. В 1702 г. верхотурский воевода сообщил в Москву о полу­чении на Урале первого прутового железа по шведскому образцу. Воевода указал, что железо заклеймено именами мастеров.

В последующие десятилетия, когда Россия стала выходить на первые позиции в мире по экспорту металла, когда на Урале ста­ли строиться частные заводы, на рынке стал появляться металл неказенного производства, зачастую отличавшийся низким ка­чеством.

Петр I, посылая в 1722 г. на Урал нового управляющего заво­дами В. И. де Геннина вместо вызванного в столицу В. Н. Татище­ва, обращал его внимание на необходимость навести порядок в этих делах. В. Н. Татищев уже занимался этой проблемой, и В. И. де Геннин реализовал его задумки. Было приказано на всех заводах ставить на продукции клейма с инициалами мастера, указанием года выпуска, сокращенным названием завода и ини­циалами управителя. Рядом также ставилось клеймо с изобра­жением государственного герба в знак того, что металл изготов­лен на казенном заводе. Если металл выпускался "несходный", т. е. не соответствовавший принятому образцу, то на нем ставилось клеймо в виде треугольника.

В 1734 г. на Урал вновь в качестве управляющего заводами вернулся В. Н. Татищев. Перед ним встала новая задача - не до­пустить подделки клейм казенных заводов. Для этого нужно было усложнить изображения заводских клейм и упорядочить клейме­ние металлов на заводах. В 1735 г. в "Наказе шихтмейстеру" он писал: "Чугунные литые вещи должны такое заводское клеймо иметь, которое при литье на них класть". Бракованное железо следовало "тотчас по вылитии испортить и отнють не продавать". На бочках, в которых продавались мелкие припасы - жесть, про­волока, сталь и др., - также ставили заводское клеймо. Не клей­мили лишь медную посуду и прочие мелочи, "понеже оные уже само своею работою доброту свидетельствуют".

По инициативе В. Н. Татищева 28 марта 1735 г. Канцелярия Главного заводов правления, располагавшаяся в Екатеринбурге, утвердила клейма 17 уральских казенных предприятий. Эти клей­ма предназначались для продукции железоделательных и меде­плавильных заводов "сверх мастерского, управительского, годо­вого и пробного клейм". В государственном архиве Свердлов­ской области хранятся собственноручные эскизы В. Н. Татищева с изображением этих клейм (ГАСО.Ф. 24. Оп 1. Д. 530). Среди них есть и клейма Полевского медеплавильного завода, вокруг кото­рого начала формироваться южная часть нашего города, и клей­ма Северского железоделательного (ныне трубного) завода, тог­да еще строившегося, вокруг которого впоследствии сформиро­валась северная часть Полевского.

После утверждения клейм казенных заводов Канцелярия Главного заводов правления направила указы на частные заводы с требованием к шихтмейстерам сделать для своих заводов осо­бое клеймо и прислать образцы: "А какое на котором заводе клеймо употребляется, оное напечатав на меди, два прислать не­медленно в Канцелярию Главного заводов правления".

Переписка с заводовладельцами заняла более 8 месяцев, и только 20 декабря 1735 г. были утверждены клейма 23 уральских частных заводов. После этого все казенные и частные клейма бы­ли "посланы для напечатания и объявления в народ", а также в Коммерц-коллегию в Санкт-Петербург. Коммерц-коллегия согла­силась с рисунками клейм, представленными Канцелярией Глав­ного заводов правления, но со своей стороны предложила доба­вить к каждому клейму "хотя бы сокращенными литерами "Си­бирь", дабы по тому знатно было, что то железо сибирское (т. е. уральское. - А.Т.), понеже купцы, как русские, так и иностранные,

К прежним знакам уже признались, и когда новые знаки увидят, то могут быть о доброте железа под сумнением".

Руководство Канцелярии Главного заводов правления учло предложение Коммерц-коллегии, и на заседании 20 апреля 1736 г. приняла решение "к прежде учиненным клеймам приба­вить три литеры "СВР", что значить будет "Сибирь", и сделать оные такой же величины, что и заводские клейма".

После окончательного утверждения формы клейм на все за­воды в ноябре 1736 г. были разосланы указы с образцами новых клейм. Управители заводов обязывались строго следить за тем, чтобы такие клейма "на железе и прочих сделанных на тех заво­дах товарах накладывать, а без клейма заводского ничего отнють не продавать и в отпуски не отпускать".

За соблюдением этих правил был установлен строгий кон­троль. В 1735 г. В. Н. Татищев писал главному межевщику И.Юдину: "... посылаемым на Макарьевскую ярмарку писать, чтоб они накрепко смотрели, не будет ли где посторонних припа­сов в продаже, и если усмотрят, то оные арестовывать".

В российских портах, через которые велась зарубежная тор­говля, были учреждены должности специальных браковщиков, которые следили за тем, чтобы кто-либо из заводовладельцев не воспользовался чужим клеймом. За такое преступление в соот­ветствии с указом Правительствующего Сената предусматрива­лось суровое наказание: "А буде кто ... из заводчиков железо клеймит сибирским клеймом ... фальшиво, и сыщется о том под­линно, и за такое воровство не токмо железо у них отбирать, но и заводы описывать ... безденежно и отдавать другим, кому указа­но будет..."

Клейма Полевского и Северского заводов, созданные В. Н. Татищевым и утвержденные Канцелярией Главного заводов правления в 1735 г., - знак богини Венеры и восьмиконечная звезда - просуществовали недолго. Металл ими клеймили лишь до 1759 г., когда Полевские заводы у казны выкупил А. Ф. Турча­нинов. Сначала они были заменены литерами, а затем - еще при­мерно через 30 лет - уже известной нам цаплей.

Однако ценность этих клейм состоит в том, что они являются самыми древними символами нашего края и олицетворяют со­бой единство двух частей нашего города - северной и южной. Кроме того, как уже говорилось, они были созданы крупным уче­ным, мыслителем и государственным деятелем В. Н. Татищевым. Какое же значение вкладывал в рисунок клейм наших заводов Ва­силий Никитич?

Знак Венеры своим происхождением обязан древнеегипет­скому иероглифу "ани", что значит "ключ жизни". Древние греки, а затем и римляне, верили, что богиня красоты Венера появилась на свет из морской пены, и произошло это на берегу острова Кипр - одного из красивейших мест Средиземноморья. Поэтому и стали называть богиню красоты Венерой-Кипридой. Еще в древности на Кипре были найдены громадные месторождения меди, и Кипр стал "медным" центром всего Средиземноморья. Вот и стали средневековые алхимики обозначать знаком Венеры медь. И естественно, что именно этот знак В. Н. Татищев выбрал для Полевского медеплавильного завода.

Восьмиконечная звезда. В свое время В. Н. Татищев практи­чески поставил на научную основу отечественную картографию. Разумеется, для этого ему пришлось изучать более ранние евро­пейские карты. На этих картах север всегда обозначался изобра­жением Полярной звезды. Ее рисовали в виде звезды с восемью лучами. Созвучие в словах "Северский" и "север" и подвигло В. Н. Татищева сделать символом Северского железоделатель­ного завода эмблему указывающей на север Полярной звезды -восьмиконечную звезду.

По этому же принципу В. Н. Татищев создал клеймо Юговского завода: на средневековых картах юг обычно обозначали на­правленным вниз луком.

Однако с истолкованием клейма Северского железодела­тельного завода далеко не все так просто. В древности человек впервые познакомился с железом не рудного, а метеоритного происхождения. Первое железо было получено из "падающих звезд", и поэтому во многих древних языках железо называлось "звездным" металлом. Возможно, В. Н. Татищев имел и это в ви­ду, учреждая клеймо Северского железоделательного завода в виде звезды.

Использование клейм заводов в гербах городов вполне допу­стимо и, более того, закономерно. Известно, что на основе клейм разрабатывались и печати заводов. А заводы XVIII в. стали осно­вой для формирования многих современных уральских городов.

Гербы старинных уездных городов Европейской России со­здавались еще на основе изображений городских и областных печатей удельных князей, только им были приданы геральдичес­кие формы. Изображения непосредственно заводских клейм -"старый соболь", "екатерининское колесо" и др. - также можно увидеть сегодня на городских гербах.

В 1992 г. конкурсная комиссия приняла решение о том, что в герб города обязательно должны быть включены древние симво­лы Полевского - клейма наших заводов, учрежденные В. Н. Татищевым в 1735 г., и более поздние, но исконно полевские символы - каменный цветок и коронованная ящерица. Кстати, некоторые исследователи высказывают предположение, что эти символы связаны между собой. Возможно, что именно знак боги­ни Венеры, которым почти четверть века клеймили полевской металл, и послужил основой для возникновения в народе леген­ды о Хозяйке Медной горы - полуженщине-полубогине.

Таким образом, с 1992 г. сформировалась основа герба По­левского: в центре щита - зеленый каменный цветок с короно­ванной золотой ящерицей, в левом верхнем углу щита - восьми­угольная звезда, в правом нижнем углу - знак Венеры. Причем, такое расположение клейм на щите соответствует географичес­кому расположению обеих частей города: северная часть выше и правее, южная - ниже и левее.

Довольно много времени понадобилось для того, чтобы при­вести проект герба в соответствие с правилами геральдики. В связи с этим он претерпел значительные изменения: поле щита из трехцветного стало серебряным, исчезла корона и обрамле­ние щита.

Пять лет герб города не регистрировался в Государственной герольдии из-за несоответствия правилам геральдики. Произо­шло это вследствие их незнания. Ведь несколько поколений рос­сиян было лишено возможности изучать науку о гербах. А в доре­волюционной России наличие знаний по гербоведению и искус­ству составления гербов было своего рода необходимым эле­ментом образования молодежи из дворянского сословия.

В соответствии с правилами геральдики герб нашего города должен представлять из себя щит классической "французской" формы - прямоугольник, основание которого равно 8/9 его вы­соты, выступающий в середине нижней части острием и имею­щий закругленные нижние углы.

В книгах по геральдике дается описание значения цветов (финифтей), которые используются в гербах. Зеленый - цвет надеж­ды, радости и изобилия. Красный - цвет мужества. Синий цвет означает силу и могущество. Черный цвет - благоразумие. Сере­бряный - цвет чистоты и достоинства. Причем основное правило геральдики гласит: финифти нельзя помещать на финифти, а ме­талл на металл.

Все помещенные в щит фигуры должны быть обращены своей передней частью в правую сторону щита. Поэтому и ящерица по­вернута вправо. Главной фигурой герба считается находящаяся в центре щита и большая по размеру - в нашем случае это камен­ный цветок и ящерица. Любой художник, рисуя каменный цветок, должен помнить о том, что Данила-мастер свою знаменитую ча­шу делал по образу "дурман-цветка" - белены.

Вот в таком виде герб муниципального образования "Город Полевской" и был утвержден городской Думой и Государствен­ной герольдией. И несмотря на все изменения по сравнению с первоначальным вариантом, удалось сохранить главное - само­бытность герба, его историческое содержание. Это - наш герб, наш символ. Символ, который заключает в себе неизменное и вечное - частицу души полевчан.

 

Опубликовано:

 

Полевской край: Историко-краеведческий сборник. Вып.1. – Екатеринбург: Изд-во «Уралтрейд», 1998 (Серия: Уральское краеведение; № 3).

 

Сведения об авторе:

 

ПЕРФИЛЬЕВ Андрей Владимирович.

Родился в 1976 г. Окончил школу № 17 г. Полевского. Еще школьником выполнил эскиз герба г. Полевского. Заочно учится в Уральской юридической академии (Екатеринбург). Работает пресс-секретарем гла­вы муниципального образования "Город Полевской". Ведущий программы "Деловой блокнот" на полевской телестудии "5 канал".


Соседние подразделы:
Телефонный справочник
Код города: Полевской, Свердловская область - 34350...
Почта
Почтовый индекс г. Полевской 623380...
История
География
Религия
Почётные граждане
Звание «Почетный гражданин г. Полевского» присваивается с 1977 года (в соответствии с Положением о Почетном гражданине города Полевского бюро ГК КПСС и исполкома Горсовета, затем – с 1998 г. – в соответствии с Положением о Почетном гражданине МО «Город Полевской»)...

Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Карта. Полевской
Отправка SMS онлайн
Общение на сайте
ГородПолевской – город в Свердловской области России, административный центр Полевского городского округа....
Открыть раздел Город
Работа
Открыть раздел Работа
The LineAct Platform